О Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия  
 
Заседания комитета РСПП  
 
Позиции Комитета  
 
Обсуждение проектов технических регламентов  
 
Обсуждение иных проектов нормативно-правовых документов  
 
МЕРОПРИЯТИЯ КОМИТЕТА  
 
СМИ о Комитете  
 
Совет по аккредитации при Комитете  
 
МСТРС в строительной отрасли России  
 
МСТРС в нефтегазовом комплексе России  
 
МСТРС в сфере информационных технологий  
 
МСТРС в области исследования и оборота химических веществ и продукции  
 
МСТРС в металлургическом комплексе России  
 
МСТРС по прикладной метрологии  
 
Клуб REACH  
 
Зарубежный опыт технического регулирования  
 
Стандартизация  
 
Международный опыт стандартизации
Европейский комитет по стандартизации CEN
Национальные организации по стандартизации
Методы использования ссылочных стандартов в законодательствах с акцентом на европейское законодательство
Международные организации по стандартизации
Система национального регулирования качества в Китае
 
 
Исторические материалы по внесению изменений в ФЗ "О техническом регулировании"  
 
Архив мероприятий (за 2009 год)  
 
Архив мероприятий (с 2005 по 2008 годы)  
 
 
 
 
 
 
 
Международный опыт стандартизации

Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик. Сущность этого подхода состоит в разделении ответственности государства и ответственности производителя. Государство несет ответственность за такие глобальные категории, как безопасность промышленной продукции, защита здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды обитания, защита имущества. Производитель, в свою очередь, берет на себя ответственность за производство конкурентоспособной продукции.

Зарубежная практика правового регулирования деятельности по стандартизации на национальном уровне имеет дело со следующими видами нормативных актов:

законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония и др.);

законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Великобритания, Италия, Канада и др.);

договоры (меморандумы о взаимопонимании') между правительствами и национальными организациями по стандартизации (Великобритания, Германия, Франция);

законы, регулирующие такие социально-экономические сферы, как охрана здоровья населения, техническая безопасность, контроль и охрана окружающей среды, защита интересов и прав потребителей и требующие для конкретизации своих нормативов разработки национальных стандартов (во всех развитых странах).

Следует отметить, что такая категория правовых актов, как договоры о сотрудничестве,  возникла сравнительно недавно – в последней трети 20-го века. Так, в 1975 г. правительство ФРГ заключило с Германским институтом стандартизации (DIN)  договор о сотрудничестве, в котором DIN признавался национальной организацией по стандартизации, полномочия которой распространялись на территорию ФРГ и Западный Берлин и которая наделялась правом представлять интересы ФРГ в неправительственных международных организациях по стандартизации.

Со второй половины 1990 г. в результате воссоединения Германии и на основе специального соглашения между DIN и Управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции ГДР полномочия DIN были распространены и на территорию бывшей ГДР.

Согласно договору от 1975 г. за  DIN сохранился правовой статус частного зарегистрированного объединения. DIN, в свою очередь, обязался действовать в интересах всего общества и вносить свой вклад в устранение технических барьеров в торговле. Была подчеркнута особая роль национальных стандартов для защиты прав потребителей, в деле охраны труда, предотвращения травматизма и защиты окружающей среды.

Национальные стандарты страны наделены статусом нормативно-технических рекомендаций. Любое юридическое лицо имеет право применять или не применять стандарт DIN. Таким образом, национальные стандарты - не правовые нормы, а так называемые "общепризнанные правила техники". Однако, ни с кого не снимается ответственность за последствия того или иного действия в промышленно-экономической сфере, даже в случае применения стандарта DIN.

В определенных, строго ограниченных законодательством случаях, национальные стандарты ФРГ приобретают обязательный характер. Правовой статус национальных стандартов повышается, если они действуют в сфере, на которую распространяются принятые федеральные законы. К таковым относятся, например, Закон о безопасности технических устройств, Закон об охране окружающей среды, Постановление о безопасности медицинских приборов, Закон о продуктах питания и товарах массового потребления и т.д.

Согласно договору правительство ФРГ выразило готовность поддерживать деятельность по стандартизации из средств федерального бюджета.  DIN обязался представлять правительству места в своих руководящих органах. DIN должен отдавать предпочтение заявкам правительственных органов на проведение работ по стандартизации, представляющих государственный интерес. При этом устанавливаются соответствующие сроки. В случае нарушения последних DIN должен представить правительственным органам соответствующее объяснение. 

Если правительство ФРГ издает   постановление, то DIN обязуется привести в соответствие с ним определенные стандарты или же отменить их.

Правительство и DIN взаимно информируют друг друга о всех проблемах и работах, связанных со стандартизацией и оценкой соответствия, если они имеют  государственное значение.

DIN обязуется способствовать выполнению всех международных соглашений и двусторонних договоров, заключенных правительством ФРГ и имеющих отношение к международной торговле, стандартизации и подтверждению соответствия.

Правительство ФРГ пользуется стандартами DIN в сфере управления и при реализации правительственных закупок, а также  воздействует на других официальных партнеров, чтобы они поступали аналогичным образом.

В 1972 году правительство Великобритании и Британская организация по стандартизации (BSI) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором подтвержден статус BSI как независимого органа, ответственного за развитие национальной стандартизации и действующего в соответствии с законодательством. В 1995 г. была подписана новая редакция Меморандума, которая в июне 2002 г. заменена очередной версией, отражающей реалии быстро изменяющегося мира. В данном документе1) правительство Великобритании и BSI заявляют об идентичности своих позиций по следующим вопросам:

● Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и т.д.

● Стандартизация имеет чрезвычайно важное значение для глобализации торговли и конверсии технологий для международной торговли в рамках Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле, европейских нормативных актов, применяющихся при продаже продукции в странах ЕС.

● Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.

● Поскольку стандарты обладают некоторыми характеристиками “общественного продукта”, ориентация только на потребности рынка не может обеспечить всех преимуществ от применения стандартизации. Например, инновационные компании склонны уклоняться от национальной стандартизации, поощряя разработку своих собственных корпоративных технических условий, в частности, в целях исключения конкуренции, возможно, путем формирования картелей. Поэтому нужна достаточно жесткая государственная политика для устранения проблем, связанных с рынком.

● Правительство и BSI считают, что разработка и распространение национальных стандартов (BS) имеет государственное значение, поскольку другие нормативные документы по стандартизации не в такой степени отвечают интересам всех сторон, в частности, потребителей.

● Правительство и BSI подчеркивают важность международной стандартизации. BSI должна играть эффективную роль в ИСО, МЭК и других международных организациях по стандартизации, влияя на разработку стандартов с учетом интересов Великобритании, способствуя повышению эффективности процессов стандартизации и рационализации организационной инфраструктуры. Правительство, в свою очередь, будет действовать через межправительственные форумы, такие как ВТО, способствуя созданию организационной инфраструктуры международной стандартизации и эффективному использованию стандартизации для поддержки государственной политики.

● Правительство и BSI признают важность европейской стандартизации в рамках ЕС.

● Правительство будет играть активную роль в развитии европейской стандартизации совместно с другими европейскими правительствами и организациями, как в плане поддержки европейских законодательных актов, так и для получения социально-экономических выгод от деятельности по стандартизации. Правительство будет информировать и консультировать BSI по всем имеющим отношение к его сфере деятельности вопросам. BSI будет использовать все возможности для влияния на европейскую стандартизацию через европейские организации по стандартизации в целях обеспечения интересов британских пользователей стандартов. BSI и правительство должны поддерживать европейскую стандартизации в международном масштабе, стремясь усилить европейских подход к стандартизации и его влияние в мире.

Мировая практика накопила значительный опыт административно-правового обеспечения стандартизации в сфере защиты интересов и прав потребителей, в особенности таких ее аспектов, как охрана здоровья и обеспечение безопасности, включая экологическую безопасность.

Совокупность средств защиты интересов и прав потребителей на государственном уровне состоит, как правило, из двух основных звеньев, включающих соответствующие нормативные акты (общенациональные законы, указы и распоряжения органов местного самоуправления), и государственные органы, вырабатывающие генеральную политическую линию, исполняющие координационные функции, осуществляющие надзор за применением правовых норм, проводящие контроль качества товаров, разрешающие возникающие конфликты, занимающиеся информационно-просветительской деятельностью среди потребителей.

В США деятельность государства в области правового регулирования качества потребительских товаров заметно активизировалась в середине 60-х годов, когда Конгрессом США был принят ряд дополнительных законов, направленных на защиту интересов потребителей.

В Японии в сфере правовой защиты потребителей действует более 50 одобренных парламентом общенациональных законов, десятки указов и распоряжений, принятых органами местного самоуправления на уровне префектур, округов, а также городов, поселков и деревень. Среди них Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.), Закон о питании, Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции, Закон о маркировке предметов бытового назначения и др.

В Австрии принято около 200 законов, охраняющих права потребителей, причем в одном из них - Законе об ответственности за качество продукции от 1 июля 1988 г. резко поднимается значение стандартизации и стандартов.

Национальные организации по стандартизации зарубежных стран избрали путь комплексного решения проблемы безопасности, позволяющий учитывать все ее аспекты, включая требования безопасности при конструировании, создание безопасных условий труда, обеспечение безопасности производственного оборудования и товаров массового спроса для различных категорий потребителей. Многие стандарты безопасности разрабатываются при непосредственном участии государственных органов, ведающих вопросами безопасности.

В США такими органами являются Министерство труда, Федеральное агентство по охране труда и здоровья на производстве, Федеральное агентство по охране окружающей среды, Управление по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Федеральная комиссия по безопасности потребительских товаров. Эти правительственные организации проводят свою работу в области стандартизации в тесном контакте с Американским национальным институтом стандартов (ANSI) и Национальной организацией противопожарной защиты.

Помимо национальных стандартов безопасности статус обязательных имеют многочисленные рекомендации и постановления органов федерального правительства, органов власти отдельных штатов и городов.

В ФРГ свыше 30 лет действует Закон о безопасности технических устройств, направленный на обеспечение безопасности при работе с оборудованием, машинами, приборами и т.д.

Личная безопасность, согласно Закону, обеспечивается проведением надлежащих мероприятий по защите, которые должны быть изложены в технических правилах или инструкциях по предупреждению несчастных случаев.

Технические правила могут состоять из отдельных положений (инструкций, параграфов), но согласно Закону, юридически обязательны только те, которые относятся к личной безопасности.

Определенная ответственность возлагается и на составителя технической документации, если допущенные в ней неточности явились причиной ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в процессе эксплуатации или технического обслуживания устройства.

В январе 1985 г. в ФРГ было издано постановление о безопасности приборов, используемых при обследовании (включая лабораторные приборы и установки) и лечении людей. С его опубликованием медицинские приборы были исключены из области распространения Закона о безопасности технических устройств.

Специальные административные акты, распространяющиеся на промышленную продукцию, не подпадающую под действие Закона о безопасности, например Постановление с требованиями к производству и эксплуатации подъемно-транспортных механизмов, ссылаются на "общепринятые правила техники" (стандарты). Одновременно они содержат общую оговорку, касающуюся ограничительного условия применения этих правил. Вместе с тем, в вышеуказанном Постановлении о подъемно-транспортных механизмах говорится, что использование методов и средств обеспечения безопасности, отличных от приведенных в стандартах, допускается только с согласия компетентных органов земель, в ведении которых находится контроль за конкретным объектом.

В Японии существует определенный перечень продукции, являющийся потенциально опасной для потребителя. Вся эта продукция подпадает под действие законодательства. В качестве примера можно привести такие законодательные акты, как Закон о безопасности в горнорудной промышленности, Закон о контроле электрооборудования и материалов, Закон о разработке и производстве химических веществ и их влияние на окружающую среду и др.

На сегодня в ведущих странах мира сформировался единый взгляд на стандартизацию как на наиболее эффективный инструмент проведения в жизнь государственной политики в области экологии, энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. Базируясь на основных принципах, заложенных национальными природоохранными законодательными актами, стандартизация оказывает как прямое, так и опосредованное влияние на формирование технических характеристик технологических процессов и экологических параметров продукции.

Передовые позиции в области законодательного регулирования охраны окружающей среды занимает Германия, где государственная экологическая политика базируется на программе, принятой правительством ФРГ в 1971 г. Ее основными целями являются сохранение окружающей среды, обеспечивающей, нормальную жизнедеятельность человека, защита почвы, воздуха, воды, флоры и фауны от загрязнения и вредных воздействий, сохранение естественных природных ландшафтов, рациональное использование природных ресурсов.

В Федеральном министерстве по вопросам окружающей среды Германии с 1990 г. действует отдел, основной задачей которого является содействие стандартизации на национальном и международном уровне с учетом аспектов охраны окружающей среды.

В США контроль за выполнением природоохранных законов и многочисленных экологических программ возложен на Федеральное агентство по охране окружающей среды (ЕРА), образованное в 1970 г. Основная цель Агентства - защитить и сохранить для будущих поколений в возможно более полном объеме окружающую среду путем контроля за уровнем загрязнения воздуха и воды, применением пестицидов и других токсичных веществ, уровнем радиации и т.д.

Следует подчеркнуть, что в принимаемых в США законах и учреждаемых программах достаточно подробно указывается весь комплекс необходимых мероприятий (правовая, финансовая деятельность, НИОКР, мониторинг), в особенности меры административного характера - введение стандартов, сочетание регулирования на национальном, штатном и местном уровнях, сроки достижения и контроль.

Применяемые в развитых странах нормативно-правовые механизмы предполагают использование таких рычагов, как нормирование требований к отдельным показателям качества продукции или окружающей среды, закладываемых в стандарты, а также многочисленные и разнообразные ограничения и нормы, связанные с производственной деятельностью.

Одновременно зарубежный опыт нормативно-правового обеспечения стандартизации показывает, что чем меньше регулирующие меры связаны с техническими параметрами, тем скорее они будут стимулировать инновационные процессы.

В последние годы в связи с обострением конкуренции и торгово-политических противоречий между двумя центрами мировой экономики - США и Европейским Союзом - каждая из сторон формулирует свои цели в области стандартизации, фиксируя их в документах, устанавливающих своего рода нормы - принципы.

В США в марте 1998 г. Национальный институт стандартов и технологий (NIST), входящий в структуру Управления технологий Министерства торговли, выступил с предложением о разработке национальной стратегии стандартизации. В сентябре 1998 г. NIST и Американский национальный институт стандартов (ANSI) - координатор системы добровольной стандартизации США - совместно выступили организаторами встречи 300 специалистов, представлявших интересы промышленности, а также государственных органов и других  организаций. В течение последующих двух лет шла работа над документом "Национальная стратегия стандартизации", который был единогласно одобрен Советом директоров ANSI 31 августа 2000 г., а уже 31 сентября 2000 г. явился предметом слушаний в Подкомитете по технологиям Комитета по науке Палаты представителей США.2)

Новая стратегия совершенствует правовую основу для руководства разработкой стандартов в США и защиты их интересов в области технологий на международной арене. Ключевым моментом является гибкий подход, позволяющий удовлетворять различные индивидуальные потребности в рамках общей стратегии. Документ подчеркивает важность соблюдения основных принципов в процессе разработки стандартов: консенсуса, открытости и прозрачности. Кроме того, стратегия включает 12 тактических инициатив - от расширения использования правительством добровольных стандартов до активной работы с торговыми партнерами США с целью содействия удовлетворению взаимных технических и политических интересов.3)

В документе подчеркивается, что краеугольным камнем на федеральном уровне, создающим основу все возрастающему применению добровольных стандартов, является "Закон о передаче и совершенствовании национальных технологий (NTTAA)" № 104-113 от 1995 года. Сообщается также, что Конгресс США дал указание федеральным службам опираться на добровольные стандарты там, где это совместимо с их деятельностью, повышая значимость процессов национальной стандартизации как для рынка, так и для общества.

В этом русле действует ряд законов США. Так «Закон о медицинском страховании» от 1995 г. предписывает министру здравоохранения по мере возможности использовать только стандарты, разработанные аккредитованными ANSI разработчиками. «Закон о телекоммуникации» от 1996 г. содержит несколько положений, предписывающих Федеральной комиссии по связи активно участвовать в деятельности ANSI по разработке добровольных стандартов в области телекоммуникации. «Закон о реорганизации Управления по безопасности пищевых продуктов и медикаментов» (FDA) от 1997 г. содержит положения, позволяющие FDA в некоторых случаях в процессе предрыночной оценки принимать от производителей декларации о соответствии   стандартам электрических медицинских приборов. Предполагается, что такая процедура приводит к существенному уменьшению времени поступления на рынок ряда медицинских приборов при соблюдении  определяемого регламентами уровня безопасности и здоровья. 

Что касается военной сферы США, то еще в 1994 г. министр обороны страны заявил, что одним из приоритетных направлений деятельности его министерства является переход от военных стандартов и технических условий к добровольным нормативным документам по стандартизации.4) 

Один из тематических блоков «Стратегии национальной стандартизации Канады»5) рассматривает стандартизацию как составную часть политики государства. В данном документе одной из задач национальной организации по стандартизации – Совета по  стандартам  Канады (SCC) - предложено считать информирование всех заинтересованных сторон, включая представителей государственных органов, о возможностях использования стандартизации в сфере государственной политики.

Некоторые правительственные департаменты Канады уже активно используют системы стандартов, в частности, в области менеджмента качества и охраны окружающей среды, для достижения соответствующих целей государственной политики.

Национальная организация по стандартизации Японии – Японский комитет промышленных стандартов (JISC) – разработал стратегию деятельности  по стандартизации в стране с учетом ряда основополагающих факторов, включая широкое использование добровольных стандартов в законодательно регулируемых сферах (безопасность, защита окружающей среды и др.)

Стратегия участия Японии в  международной стандартизации учитывает, в частности, необходимость:

правительственной поддержки деятельности по разработке международных стандартов в стратегически важных секторах промышленности;

правительственной поддержки инициатив промышленности по расширению участия представителей Японии в работе технических комитетов ИСО и МЭК6).  

Как уже упоминалось выше, государственные органы ведущих зарубежных стран первостепенное внимание уделяют законодательному и техническому регулированию ряда приоритетных сфер жизнедеятельности общества , что не исключает появления новых потенциальных направлений деятельности по стандартизации, в которых правительства заинтересованы и которые они инициируют. Это относится, например, к сфере услуг.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), доля услуг в мировом валовом социальном продукте составляет более 60%. Еврокомиссия сообщила, что в 1996г. соответствующая доля услуг  стран ЕС была на уровне 62%. Одновременно отмечалось значительное отставание от этих показателей доли услуг в мировой торговле – около 20%. Этот дефицит объясняется, с одной стороны, наличием различного рода барьеров, включая правовые ограничения, препятствующих доступу услуг на рынок, с другой, нехваткой или невысоким уровнем соответствующих стандартов, которые обеспечивали бы, как это имеет место в случае материальных продуктов, экспорт услуг и торговлю ими.

С учетом вышеуказанных факторов Федеральное министерство по вопросам образования и исследований Германии выступило с проектом “Стандарты на услуги для глобальных рынков”,7) который оно обязалось финансировать.

Главным координатором проекта и стороной, ответственной за реализацию и интеграцию результатов проекта, а также предоставление необходимой инфраструктуры для проведения стандартизации, назначен Германский институт стандартизации (DIN). Вместе с DIN в осуществлении проекта принимают участие несколько высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

В области финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации за рубежом действует общее правило: государственные субсидии не должны превышать порог, за которым государство может в решающей степени влиять на независимый статус национальной организации. Так, в Германии, государственные дотации покрывают 15% финансовых потребностей DIN.8)

В 2000-2001 гг. Американский национальный институт стандартов получал ежегодный правительственный грант в размере 500 тыс. долларов на поддержку деятельности, направленной на расширение мировой торговли, обеспечение безопасности и охрану здоровья населения, защиту окружающей среды.9)

В Австрии в 2001 г. различные государственные органы страны оказали поддержку Австрийскому институту стандартизации (ON) в размере 1 млн. 90 тыс. евро, что составило 8% от совокупного годового дохода ON.10)

Характерно, что Шведский институт стандартизации (SIS) финансируется (в размере 10% доходов SIS), не Министерством экономики, а в соответствии с направлением деятельности Института (ориентация на экспорт) Министерством иностранных дел. Государство проводит также опосредованное финансирование SIS путем размещения заказов на конкретные работы, или направляя экспертов шведских правительственных агентств для участия в работах по стандартизации.11)

Вместе с тем, анализ стран-членов ИСО (в настоящее время – 146 стран) показывает, что правительственные субсидии занимают основную долю в бюджетах национальных органов по стандартизации, составляя для 57% органов от 50% до 100% их бюджета, а для 30% органов – от 1% до 49% бюджета. Только 13% национальных органов по стандартизации не получают субсидий от правительства. В свою очередь 28% органов получают от правительства весь свой бюджет.

Принципиальные особенности, включая финансовые аспекты, характеризуют системы стандартизации стран Восточной Европы, осуществившие поворот к принципу добровольной стандартизации и включившиеся в международное сообщество стандартизаторов.

Так, в Чехии методы и цели стандартизации в этот период зависели от фундаментальных решений на правительственном уровне, определявших направление развития общества и экономики одновременно. Поскольку национальной целью являлось построение демократического общества и рыночной экономики с перспективой вступления в ЕС, трансформация стандартизации должна была идти в ногу с этими решениями.

Первым важным условием для успешной перестройки стандартизации была реформа законодательной базы, а вторым – финансовая поддержка этой перестройки. Государственный бюджет  взял на себя основной груз финансирования стандартизации хотя бы потому, что в период глубоких изменений всей экономической системы, за которыми идет интенсивный процесс приватизации, финансовую стабильность системы может обеспечить только финансовая помощь государства. Невозможно было сразу же отменить государственное финансирование, которое существовало в течение многих десятилетий, с другой стороны, процесс финансирования стандартизации должен был быть изменен. И это зависело от законодательства, успехов всей экономики, вовлечения пользователей стандартов в процесс стандартизации и от обязательств по международным соглашениям. Основное звено национальной системы стандартизации страны – Чешский институт стандартизации (ČSNI) – был учрежден 1 января 1993 г. по постановлению Министерства торговли и промышленности Чехии.12)

Добровольный (в основном) характер стандартизации в развитых зарубежных странах не исключает непосредственного участия государственных чиновников и государственных органов в руководстве национальных систем стандартизации, причем в последнее десятилетие 20-ого века эта тенденция, как показывает пример США, особенно заметна.

Ранее в США этика госслужащих не позволяла им занимать какие-либо посты в организациях частного сектора, в частности, в ANSI. Но, как утверждает вышеупомянутый «Закон о передаче и совершенствованию национальных технологий (NTTAA)» это не следует распространять на деятельность, связанную с разработкой стандартов в рамках ANSI. Такая точка зрения в 1998 г. подтверждена Министерством  юстиции.4) В настоящее время свыше 35 правительственных органов являются членами системы ANSI.

В ФРГ в состав Президиума Германского института стандартизации (DIN) (по состоянию на 1 января 2003 г.) входит 8 представителей правительственных органов, делегированных Министерством экономики и труда, Министерством по вопросам образования и исследований, а также министерствами: транспорта, строительства и жилищного хозяйства; внутренних дел; окружающей среды, защиты природы и обеспечения ядерных реакторов и др.13)

Президентом Бюро по стандартизации Индии (BIS)  является министр центрального правительства, отвечающий за вопросы гражданского снабжения и защиты прав потребителей, а вице-президентом – государственный министр. Представители центральных министерств , правительств штатов и члены парламента входят также в состав членов BIS.

Во Франции система управления национальной стандартизацией  претерпела в 1991 г. серьезную трансформацию, вызванную необходимостью адаптации к изменениям в сфере международной и западноевропейской стандартизации.

Реформа французской стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. был подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единому европейскому рынку.

В рамках реформы упразднены Высший совет по стандартизации и пост комиссара по стандартизации. Одновременно была создана межминистерская группа по стандартизации и назначен межминистерский уполномоченный по стандартизации, что отражает усилившуюся заинтересованность государственных органов в расширении участия в стандартизации, охватывающей практически все сферы экономической деятельности. Одной из функций членов группы является, например, контроль в рамках соответствующего министерства за использованием стандартов. При этом реорганизацию не следует понимать как усиление давления и контроля со стороны государства, что противоречило бы в принципе целям и задачам предпринятой реформы. Речь идет о развитии отношений взаимопонимания и сотрудничества между государством и органами по стандартизации.14)

Еще выше степень участия государства в японской стандартизации. Система национальной стандартизации в стране создана на основе Закона о промышленной стандартизации. В соответствия с этим Законом в 1949 г. в качестве консультативного органа при Министерстве внешней торговля и промышленности (МВТП) был учрежден Японский комитет промышленных стандартов (JISC) - орган, занимающийся вопросами стандартизации на общенациональном уровне. Он находится в ведения Управления науки и техники МВТП, которое планирует и координирует работу в области промышленной стандартизации в стране и руководит исследованиями в области промышленной технологии. Отдел стандартов этого управления является секретариатом JISC.

В состав JISC входят Совет по стандартизации, который проводит Генеральные конференция членов Комитета, составляет планы работы и следит за их выполнением, советы отраслевых отделений и технические комитеты, разрабатывающие стандарты. Члены Совета по стандартизации, советов отделений и технических комитетов назначаются  МВТП из представителей организаций потребителей и производителей, научных и деловых кругов, специалистов и т.д. 15)

Японские промышленные стандарты утверждаются министрами соответствующих отраслей, но – и это следует подчеркнуть – носит добровольный характер.

Рассмотренный выше многоаспектный опыт правового и технического нормотворчества за рубежом в социально-экономических сферах, являющихся критически важными для жизнеобеспечения современного общества, позволяет сделать вывод о том, что государственные органы развитых зарубежных стран ведут в течение последних десятилетий интенсивную законодательную деятельность в области защиты интересов и прав потребителей, обеспечения безопасности населения, охраны среды обитания, повышения конкурентоспособности национальных экономик.

В этих условиях важная роль отводится стандартизации и оценке соответствия, получающих все большую поддержку государства в лице его законодательных и административных органов.

В зарубежной практике регламентирующая и регулирующая функция государства в области стандартизации реализуется различными способами.

Широко известен принцип «нового подхода», применяемый в странах ЕС с 1985 года, и устанавливающий презумпцию соответствия требованиям европейских директив (технических регламентов) при условии соответствия гармонизированным с ними стандартам. Государство, как законодатель, издает нормативные акты в сферах, которые приобрели в последние годы общенациональный характер: охрана жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности продукции, защита среды обитания. В  директиве (техническом регламенте) указываются только существенные (минимально необходимые) требования. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве (техническому регламенту). Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций – технических комитетов по стандартизации. Это единственный апробированный на практике организационный инструмент разработки и принятия стандартов. Техническому персоналу привычнее использовать в своей повседневной практике стандарты, а не законы. Кроме того, внесение изменений (дополнений) в стандарт при появлении новых технических решений гораздо проще, чем внесение изменений в закон. Перечень стандартов, обеспечивающих соответствие директивам (нормативным актам) публикуется в официальном издании Европейской комиссии. В случае отсутствия таких стандартов разработка поручается национальным органам по стандартизации с учетом существенных требований нормативных актов – технических регламентов. Только под 22 европейские директивы «нового подхода» в официальном журнале Европейской комиссии опубликован перечень из 2233 европейских стандартов, отвечающих требованиям этих директив. Данный вид ссылок на стандарты называется «косвенным» и вполне может применяться при разработке технических регламентов в России.

Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендации для Правительств ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации (приложение Д) устанавливают, что «Правительствам стран – членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или, предпочтительно на международные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты» с применением пяти принципов Руководства ИСО/МЭК 15. В качестве преимуществ метода перечисляются устранение барьеров в торговле, упрощение и ускорение законодательной деятельности, содействие упрощению внесения изменений в документы с учетом технического прогресса и снижению связанных с эти затрат.

Национальный институт стандартов США (NIST) идентифицировал более чем 10000 ссылок на стандарты, включенных в Свод Федеральных Регламентов. В Германии насчитывается более 5600 ссылок из законодательных актов на стандарты, в Австралии – более 2400.

Таким образом, метод ссылки на стандарты представляет единственный выход из ситуации, когда возникает необходимость ежегодного многократного внесения изменений в законодательные акты, ведь эта процедура очень долговременна и дорогостоящая. И это будет сдерживать внедрение новых разработок в производство.

Влияние государства на стандартизацию осуществляется также посредством участия представителей правительства в работе руководящих и рабочих органов (технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп) национальных организаций по стандартизации, а также через финансирование проектов, в которых заинтересованы государственные органы.

В целях удовлетворения возрастающих запросов рынка и общества, а также учета интересов всех заинтересованных сторон, принимающих участие в стандартизации, многие ведущие национальные органы по стандартизации разрабатывают стратегии (концепции) национальных систем стандартизации. При этом учитываются стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей. В числе действующих стратегий (концепций) можно отметить:

- Немецкая стратегия стандартизации (2004 г.);

- Национальная стратегия стандартизации США (2000 г.);

- Стратегия французской системы стандартизации на 2002-2005г.г.;

- Национальная стратегия стандартизации Англии (2003г.).       

Все эти документы направлены на повышение роли и статуса стандартов в жизни общества и государства, а также предусматривают основные направления развития стандартизации, которая должна соответствовать требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.


1)  www.bsi-global.com

2) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.27

3) CONNEX. – 2000. - № 84. – S. 4-5.

4) www.ansi.org

5) Consensus. – Special Edition 2002. – P. 7-21

6) Japanese Strategy in Standardization. International Conference “The Significance of Standardization in the Growing Economics”, - 2002. – 7–8  May. – Ancara, Tyrkey

7) DIN – Mitteilungen + elektronorm. – 2000. - №9. – S. 617-622

8)  DIN Geschäftsbericht 2000. – S. 13-14

9) ANSI Reporter. – 2001. – Summer. – P.24

10) ON Jahresbericht 2001. – S. 9,31

11) ISO Bulletin. – 2002. - № 4. – Р.4-8 

12) ISO Bulletin. – 2001. - №3. – P. 25-29.

13) DIN Geschäftsbericht - 2002

14) www.afnor.fr

15) Национальные организации по стандартизации и качеству за рубежом: Обзорная информация.  – 1992. – С.37-38

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 

Страна

Франция

Великобритания

Германия

Наименование органа по стандартизации

Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR)

Британский институт стандартов (BSI)

Немецкий институт стандартизации (DIN)

 

 

 

 

Правовые акты

Основана в 1926 году

Закон о стандартизации от 24 мая 1941 года

Декрет №84-74 от 26 января 1984г. Установление статуса стандартизации

Реформа стандартизации (1991)

Договор между Правительством Франции и AFNOR (2004-2005г.г.)

Королевская хартия и уставные нормы (1981, 1989, 1992, 1998)

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Великобритании и BSI (1972, 1995, 2002)

Устав DIN (1975)

Договор между Правительством Германии и DIN (1975)

Стратегии (концепции)

Стратегия французской системы стандартизации 2002-2005г.г.

Национальная стратегия стандартизации Англии (2003)

Немецкая стратегия стандартизации (2004)

Юридический статус

Одобренная государством частная некоммерческая организация

Независимая организация

Зарегистрированная некоммерческая ассоциация

Члены

Государственные, общественные и частные организации (около 3000)

Коллективные и индивидуальные члены (свыше 15400)

Предприятия, организации, отдельные специалисты (более  1650)

 

Финансирование

 

Самофинансирование с частичным государственным финансированием (20.6%)

Самофинансирование с частичным государственным финансированием (9%)

Самофинансирование с частичным государственным финансированием (15%)

  Пумпянский Дмитрий Александрович
Руководитель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
 
 
 
Мероприятия комитета
 
  Принятые решения  
 
...............................................................

ОТЧЕТ КОМИТЕТА

ПЛАН РАБОТЫ на 2013г.

 
 
  Анонс  
 
 
 
  Аналитика комитета  
 
Ответственность за принимаемые решения
 
 
  © РСПП 2007  
109240, Москва, Котельническая наб., д.17, оф. 300.
Телефон: +7 (495) 663-04-04, доб. 60-20
Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50
E-mail: rgtr@rspp.net
 
Создание сайта — студия «АльтФокус», 2007
Подробная информация