О Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия  
 
Заседания комитета РСПП  
 
Позиции Комитета  
 
Обсуждение проектов технических регламентов  
 
Обсуждение иных проектов нормативно-правовых документов  
 
МЕРОПРИЯТИЯ КОМИТЕТА  
 
СМИ о Комитете  
 
Совет по аккредитации при Комитете  
 
МСТРС в строительной отрасли России  
 
МСТРС в нефтегазовом комплексе России  
 
МСТРС в сфере информационных технологий  
 
МСТРС в области исследования и оборота химических веществ и продукции  
 
МСТРС в металлургическом комплексе России  
 
МСТРС по прикладной метрологии  
 
Клуб REACH  
 
Зарубежный опыт технического регулирования  
 
Стандартизация  
 
Исторические материалы по внесению изменений в ФЗ "О техническом регулировании"  
 
Архив мероприятий (за 2009 год)  
 
Архив мероприятий (с 2005 по 2008 годы)  
 
Международная конференция ''Технические регламенты и стандарты: опыт России и Великобритании'' (ноябрь 2008, Лондон)
Деловой визит представителей российской промышленности в г.Орландо, США (май 2008)
Международная конференция ''Международная стандартизация - эффективный инструмент повышения конкурентопособности российской промышленности'', (апрель 2008, Москва)
Межрегиональная конференция «Влияние реформы технического регулирования и стандартизации на повышение конкурентоспособности предприятий. Технический регламент Европейского Союза REACH: влияние на экспортный потенциал России» (Волгоград, ноябрь 2007 г.)
10-е заседание Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (Москва, ноябрь 2007 г.)
Cеминар «Влияние реформы технического регулирования и стандартизации на повышение конкурентоспособности предприятий» (Санкт-Петербург, октябрь 2007 г.)
Международная конференция «Технические регламенты и стандарты: глобализация на благо промышленности» (Лион, октябрь 2007 г.)
Международная стандартизация: Путь повышения экономической эффективности предприятий нефтегазового комплекса России (Астрахань, сентябрь 2007 г.)
XX-е заседание подкомитета 7 ИСО ''Системная и программная инженерия'' (Москва, май 2007 г.)
Встреча членов Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с руководством Американского общества по материалам и их испытаниям ASTM (Москва, апрель 2007 г.)
Межрегиональная конференция ''Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблемы промышленников при вступлении России в ВТО'' (Екатеринбург, март 2007 г.)
Материалы по результатам Международного Форума ''Национальные стандарты и технические регламенты: Экономическая эффективность для предприятий'' (Мюнхен, октябрь 2006 г.)
Резолюция международной конференции ''Международная стандартизация: Путь повышения экономической эффективности предприятий нефтегазового комплекса'' (Ханты-Мансийск, сентябрь 2006 г.)
Протокол совместного совещания Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП и ОАО ''Российские Железные Дороги'' (Москва, июль 2006 г.)
Информационные материалы по результатам семинара в Новосибирске (Новосибирск, июль 2006 г.)
Итоговые материалы делегации РСПП в европейскую экономическую комиссию ООН по изучению международного опыта технического регулирования и стандартизации (Женева, июнь 2006 г.)
Информационные материалы делового визита делегации РСПП в институт стандартизации Германии (Берлин, май 2006 г.)
Семинар ''Цели и задачи промышленных предприятий в условиях реформирования системы технического регулирования'' (Санкт-Петербург, март 2006 г.)
Первый Международный конгресс ''Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности'' (Москва, февраль 2006 г.)
Семинар по проблемам реализации Федерального Закона ''О техническом регулировании'' (Ростов-на-Дону, ноябрь 2005 г.)
Международный Форум ''Качество и техническое регулирование'' (Казань, ноябрь 2005 г.)
Конференция ''Европейский опыт стандартизации и технического регулирования'' (Брюссель, октябрь 2005 г.)
Международная конференция ''Трубы 2005'' (Челябинск, сентябрь 2005 г.)
 
 
 
 
 
 
 
 
Конференция ''Европейский опыт стандартизации и технического регулирования'' (Брюссель, октябрь 2005 г.)

International Conference

Summary of the “European Experience in Standardization and Technical Regulation”

 


12 – 14 октября 2005 г. в Брюсселе состоялась Международная конференция «Европейский опыт стандартизации и технического регулирования».

Конференция была организована Рабочей группой по техническому регулированию Комитета по промышленной политике и конкурентоспособности Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (Работодателей) (РСПП).

Конференция прошла при поддержке Администрации Президента РФ, Минпромэнерго РФ, Ростехрегулирования, Министерства иностранных дел РФ, Постоянного представительства РФ при ЕС, Посольства России в Бельгии, Департамента промышленности и стандартизации Европейской Комиссии и Экономической Комиссии ООН по Европе.

Конференция проходила во время празднования 80-летнего юбилея стандартизации в России и накануне Международного дня стандартизации, который отмечался 14 октября.

Основной целью конференции являлось изучение прикладных вопросов участия промышленных предприятий в работе по формированию технического законодательства и стандартов Европейского Союза.

В числе участников были ведущие специалисты в области стандартизации и технического регулирования из Европейской Комиссии, Экономической Комиссии ООН по Европе, Европейской организации по стандартизации CEN, Национального органа по стандартизации Франции AFNOR, программы ТАСИС, Международной ассоциации нефтегазопромышленников OGP, Института стандартов Великобритании BSI, Ассоциации промышленников Евросоюза UNICE, Ассоциации машиностроителей «Оргалайм», Конфедерации Промышленников Дании, NORSK HYDRO ASA (Норвегия), BP Group, Saint-Gobain Insolation, ТНК – ВР.

С российской стороны участвовали: Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Ростехрегулирование, Постоянное представительство РФ при ЕС, Посольство России в Бельгии, Представительство Торгово-промышленной палаты в Бельгии, Федеральная антимонопольная служба, Ростехнадзор, Российские Железные Дороги, Газпром, Роснефть, Трубная Металлургическая Компания, Фонд Развития Трубной Промышленности, СУАЛ – Холдинг, Северсталь, Консорциум «Русская Сталь», АвтоВАЗ, Объединённые машиностроительные заводы, Уральский завод железнодорожного машиностроения, Богословский алюминиевый завод,и многие другие.

В ходе двухдневной дискуссии было сделано более 20 докладов и сообщений на темы технического регулирования, стандартизации, сертификации, метрологии, надзора и контроля.

Вёл конференцию Ответственный секретарь Рабочей группы по техническому регулированию РСПП Андрей Лоцманов.

Открылась конференция обращением Почётного Президента РСПП Аркадия Вольского.

В своём выступлении он подчеркнул значимость взаимодействия промышленников и государственных органов власти России и Европейского Союза при сближении технического законодательства наших стран.

Это должно послужить снижению и устранению барьеров возникающих в торговле, дальнейшему развитию торгово-экономических отношений России и стран Европейского Союза.

От лица организаторов конференции выступил Дмитрий Пумпянский.

Он рассказал о деятельности Рабочей группы по техническому регулированию при Комитете РСПП по промышленной политике и конкурентоспособности.

Пумпянский Д.А. отметил, что одним из основных направлений для создания единого экономического пространства между Россией и ЕС является проведение реформы технического регулирования в Российской Федерации.

При реализации этой задачи необходимо в максимальной степени учитывать опыт технического регулирования и стандартизации европейских стран.

Кроме того, при реформировании системы стандартизации и технического регулирования в России необходимо учитывать интересы промышленности и мнение специалистов различных отраслей производства.

Заместитель Постоянного представителя России при Европейских Сообществах Константин Трофимов отметил, что вопросы технического регулирования неоднократно обсуждались и продолжают обсуждаться на высоком уровне.

Примечательно, что диалог по вопросам регулирования в области промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия) между Россией и ЕС является приоритетным пунктом Дорожной карты, подписанной 10 мая 2005 года Президентом РФ Путиным В.В. и руководством Европейского Союза.

Трофимов К. В. подчеркнул, что целью Дорожной карты является: «разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия товаров там, где это целесообразно, в т.ч. путем развития интенсивного диалога в области регулирования и сотрудничества между компетентными учреждениями, укрепления институциональных возможностей».

Вопросы гармонизации технического законодательства также обсуждались на последнем Саммите стран России и ЕС.

В своём докладе по вопросу создания Единого Экономического Пространства между Россией и Европейским Союзом Директор Директората «Регулирующая политика» Европейской Комиссии Майкл Аэрал отметил, что первые шаги по вступлению России в ВТО уже начаты в сфере энергетики и транспорта.

Кроме того, необходимо учитывать, что более тесное взаимодействие России и ЕС зависит от решения вопросов не только в области технического регулирования, но и тарифной и таможенной политикой. С целью снижения барьеров в промышленности необходимо использовать наиболее гибкую конструкцию технического законодательства.

Директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго РФ Марина Глазатова оценила активное участие РСПП по привлечению промышленных кругов к сфере технического регулирования. Она отметила, что в ходе реформирования необходимо учитывать новые тенденции в стандартизации, широко используемые в странах ЕС, привлекать российскую промышленность к реорганизации отраслевых технических комитетов, взаимодействовать и активно участвовать в работе ISO, CEN, CENELEC и других международных и национальных организаций по стандартизации.

Григорий Томчин, Президент Фонда поддержки законодательных инициатив, обозначил текущее состояние реализации реформы технического регулирования в сфере электроэнергетики. В своём докладе он отметил, что в этой отрасли в настоящее время существует тысячи документов, которые прямым или косвенным образом регулируют сферу безопасности.

Для построения чёткой структуры технического регулирования в этой отрасли пересмотреть существующие нормативы: часть перенести в технические регламенты, часть в национальные или корпоративные стандарты, а часть отменить.

О ходе реформирования системы стандартизации в Российской Федерации и участия российских предприятий в работе международных организаций по стандартизации доложил Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин.

В своём докладе он отметил, что основными целями стандартизации являются содействие развитию экономики и обеспечение безопасности, повышение конкурентоспособности и качества, снижение нагрузки на законодательство, устранение технических барьеров, содействие торгово-экономическому и научно-техническому партнёрству.

Требуется реорганизация системы существующих технических комитетов, приведение их в соответствие с требованиями федерального закона «О техническом регулировании». Григорий Элькин привёл данные: в настоящее время около 95 % технических комитетов закреплены за отраслевыми НИИ, уровень гармонизации российских стандартов с европейскими на 2005 г. составляет примерно 35 %.

Одним из наиболее существенных является вопрос формирования механизма финансирования деятельности по стандартизации за счёт заинтересованных промышленных предприятий.

Во многих странах затраты промышленных предприятий на создание национальных стандартов относятся на себестоимость продукции. В этой связи, при взаимодействии с РСПП планируется подготовка предложений по решению этого вопроса и в нашей стране.

Директор Директората «Стандартизация» Европейской Комиссии Норберт Ансельман сообщил об основных принципах Нового подхода в техническом регулировании, применяемого в Европейском Союзе на протяжении 20 лет.

Новый подход применён уже во многих отраслях промышленности ЕС.

Основным преимуществом данной модели регулирования является полный учёт интересов государственных органов власти и промышленных предприятий.

Срок разработки европейских директив, носящих обязательный характер и регулирующих вопросы безопасности, составляет 5-7 лет. Наиболее длительным является не разработка проектов директив как таковая, а их согласование со всеми заинтересованными сторонами и государствами Европейского Союза. Срок же разработки и принятия национальных стандартов в среднем по Европе составляет 1-2 года.

Флоранс Николя, Президент национального органа Франции по стандартизации AFNOR, руководитель проекта ТАСИС «Сближение технических правил и стандартов в Российской Федерации» сообщила результаты двухлетней работы данного Проекта: за этот период на территории России было проведено значительное число семинаров с участием представителей Европейской Комиссии, представителей промышленности России и стран ЕС.

В рамках Проекта ряд российских лабораторий были оснащены испытательным оборудованием и аккредитованы в европейских системах аккредитации. Флоранс Николя рассказала о различных моделях технического регулирования и возможных последствиях при их применении.

Генеральный секретарь европейского органа по стандартизации CEN Герман Алс осветил вопросы стандартизации в Европейском Союзе. Он отметил, что создание гибкой системы технического регулирования позволит производить качественную продукцию, которая будет быстро попадать на рынок. При соблюдении стандартов продукция, соответствуя требованиям европейских директив, будет безопасной для общества.

Применение моделей технического регулирования Нового и Глобального подхода на территории Европы ускорило развитие промышленности. При этом достигнута максимальная прозрачность и открытость предприятий всех государств – членов ЕС, а также соблюдение нормативно-правовых актов ВТО и Соглашения о технических барьерах в торговле.

Европейская организация по стандартизации (CEN) управляется генеральной ассамблеей, состоящей из 28 человек. Работа ведётся в 282 технических комитетах, к деятельности которых привлечено более 60 тысяч специалистов промышленных предприятий ЕС.

Адриан Харрис, Генеральный секретарь Европейской ассоциации промышленников «Оргалайм», поделился опытом лоббирования интересов промышленных предприятий Европейского Союза при разработке и принятии европейских директив и стандартов.

Отраслевые промышленные союзы активно взаимодействуют с государственными органами власти Европейского Союза, национальными и международными органами по стандартизации. Он отметил, что стандарты и директивы должны быть результатом достижения консенсуса всеми заинтересованными сторонами.

Практические аспекты участия нефтегазовых компаний в работе по стандартизации и техническому регулированию осветил координатор работ по международной стандартизации нефтегазовой компании Eni (Италия), руководитель итальянских делегаций в ТК 67 ИСО и ТК 12 СЕN, член комитете по стандартизации Международной ассоциации нефтегазовых компаний (OGP) д.т.н. Анатолий Барышников.

Он отметил значимость работ по международной стандартизации в нефтегазовой отрасли. Процессы стандартизации и технического регулирования относительно независимые друг от друга с одной стороны, но с другой стороны они должны идти согласованными путями, учитывая интересы и дополняя друг друга. Стандартизация выступает в качестве нижнего базового уровня техрегулирования, а именно как система детального технического саморегулирования компаний и отрасли. При этом многие национальные системы технического регулирования определяют только минимальные функциональные ограничения, в основном касающиеся охраны окружающей среды, техники безопасности и здоровья.

Докладчик отметил, что нефтегазовые компании, производители нефтегазового оборудования и сервисные компании за рубежом придают большое значение стандартизации процессов, оборудования и услуг. Ежегодный бюджет на стандартизацию крупных нефтегазовых компаний таких как Eni достигает 5 млн. долларов. Уровень требований корпоративных стандартов, особенно в части охраны окружающей среды и здоровья, в большинстве своем превышают требования действующих ТР стран, в которых они работают. Большое значение придается унификации корпоративных стандартов и международные стандарты являются единственным и общепризнанным решение данной задачи.

Было отмечено, что при работе международных компаний в странах СНГ часто возникают проблемы с адаптацией международных стандартов, которые являются основой их корпоративных систем стандартизации. Принятие законов «О техническом регулировании» позволяет совершенствовать систему стандартизации и управления в национальных отраслях и компаниях, что подразумевает активное участие стран СНГ в разработке и использовании международных стандартов. Основные проблемы связанные со стандартизацией в странах СНГ выявились при разработке совместных крупных нефтегазовых проектов. Следует учесть, что для разработки крупного нефтегазового месторождения количество необходимых стандартов может достигать 1000-1200, что обязывает компании планировать задержку проекта в странах СНГ до 1 года из-за необходимости согласования стандартов.

Очевидна тенденция во всем мире увеличения доли промышленности в финансировании стандартизации, т.е. расходы несут те, кто заинтересован в разработке и использовании стандартов. Для примера, можно привести работу итальянской национальной организации по стандартизации. Национальный комитет по стандартизации Италии UNI, не являясь государственной структурой, финансируется за счет членских взносов, продажи своей продукции и услуг, а также частично (20-30%) из госбюджета на выполнение государственных заказов и координацию самостоятельных отраслевых организаций.

Одной их таких отраслевых организаций является ассоциация UNSIDER (всего 5-6 человек), аккредитованной UNI для работы по стандартизации в металлургической и нефтегазовой отраслях. Основными задачами этой ассоциации являются информационные услуги, ведение баз данных, координация участия своих членов в международных и региональных организациях по стандартизации. Всего членами UNSIDER являются порядка 120 компаний, которые и разделяют между собой относительно небольшие расходы этой ассоциации (до 300 тысяч евро в год). Максимальный членский взнос для ассоциированных членов (крупных компаний) не превышает 15 тысяч евро в год. В соответствии с Европейскими Директивами UNSIDER по возможности не разрабатывает свои стандарты, а адаптирует европейские/международные нормы в качестве национальных документов без каких-либо изменений.

В рамках действующих и будущих европейских программ (таких как Smart Reservoir Net и др.) европейские компании заинтересованы в оказании помощи странам СНГ в адаптации международных форм стандартизации.

В качестве заключения докладчик подчеркнул, что участие в разработке международных стандартов и адаптация их без каких-либо изменений является наиболее перспективным путем совершенствования национальных систем стандартизации и технического регулирования. Увеличение участия отраслевых предприятий в финансировании и координации стандартизации является общепринятым подходом к решению этой проблемы.

Во второй день докладчик выступил с ответами на заданные по докладу вопросы.

1) Какой должна быть продолжительность адаптации международного стандарта? Докладчик ответил, что при участие заинтересованных компаний в разработке международного стандарта период его адаптации в качестве национального стандарта может быть минимизирован. Так европейские нефтегазовые стандарты, которые в большинстве своем идентичны международным стандартам, адаптируются в странах Европейского союза в течении 6 месяцев после их публикации

2) Как организовать процесс разработки ТР так, чтобы исключить множество параллельных разработок одних и тех же законов разными инициаторами? Докладчик отметил, что не имеет опыта разработки ТР, но, по его мнению, их можно разрабатывать аналогично подготовке технических стандартов – в специализированных рабочих группах Технического комитета по ТР. В рабочую группу на добровольной основе могут входить представители промышленности (всех заинтересованных компаний), законодательных и исполнительных органов. При необходимости к работе над документом могут приглашаться узкие специалисты такие, как юристы, экономисты и т.д., на что должно быть финансирование. После объявления разработки ТР и приглашения заинтересованных сторон, подготавливается стандартная программа разработки с поэтапным прохождением документа в жестко установленные временные рамки до передачи документа в контролирующие органы на утверждение.

3) По каким методикам и критериям рассчитывается экономический эффект от работ по стандартизации? Докладчик отметил, что стандартизация, как системный подход к упорядочиванию технических знаний, является наиболее эффективной формой внедрения апробированных разработок. При этом экономический эффект может рассчитываться по соответствующим методикам расчета от внедрения результатов НИР.

4) Каким образом защищаются или передаются авторские права на стандарты? Докладчик ответил, что стандарты открыты для использования всеми заинтересованными сторонами. Имеется только авторское право (организации разработчика) на публикацию, которое запрещает перепродажу стандартов без согласия разработчика.

5) Какие нормативные документы могут заменить пласт отраслевой документации? Докладчик отметил, что все организации/ассоциации могут разрабатывать свои стандарты, требования которых не должны быть ниже, чем требования ТР и стандартов, на которые они ссылаются. На национальном рынке могут существовать такие технические стандарты, как международные, региональные, национальные, отраслевых ассоциаций, корпоративные стандарты и стандарты крупных проектов. Корпоративные стандарты и стандарты проектов являются обязательными к использованию в компании. Обычно технический уровень таких стандартов наиболее высокий. Наибольший экономический эффект достигается тогда, когда все компании используют унифицированные стандарты, которые в идеале должны соответствовать международным стандартам.

Большой интерес участников конференции вызвал доклад Руководителя Комитета по стандартизации Международной организации нефти и газа, представителя Технического Департамента Компании «Norsk Hydro» (Норвегия) Альфа Райдера.

В своём докладе он рассказал о планах компании Norsk Hydro по переходу на требования стандартов ISO. В настоящее время в нефтегазовой отрасли Норвегии существует значительное число технических нормативных документов в виде стандартов, технических условий, спецификаций и т.п., что в ряде случаев затрудняет работу компаний.

В 1993 году в компании Norsk Hydro начали работу по повышению конкурентоспособности компании. Одним из главных девизов компании является сокращение себестоимости освоения новых месторождений на 40–50%.

На данный момент в среднем пересмотр 25 нормативных документов позволяет получить около 5 стандартов имеющих сейчас статус национальных. Ответственность по развитию стандартизации в нефтегазовой отрасли Норвегии лежит на компании Norsk Hydro. Работа по стандартизации и техническому регулированию осуществляется при совместной работе со всеми заинтересованными сторонами и, прежде всего, с профсоюзами.

Докладчиком было отмечено, что в Норвегии для решения задач по стандартизации в 1988 году была создана Ассоциация по стандартизации NORSOK.

Основной целью ассоциации является снижения времени и стоимости сооружения и обслуживания морских нефтяных установок на Норвежском шельфе на 40-50%, гармонизация и уменьшения количества стандартов нефтяных компаний с заменой их на единые отраслевые стандарты.

«NORSOK» предложил существенно уменьшить детальные технические требования в регулирующих документах. Это предложение было принято и в результате было заключено соглашение между регулирующими государственными органами и отраслью.

Норвежская нефтегазовая промышленность приняла на себя ответственность по разработке технических стандартов на принципе консенсуса с участием всех заинтересованных сторон, которые могли бы использоваться регулирующими органами. Такие стандарты были разработаны, заменив 36 регулирующих руководств Норвежского нефтяного директората.

В настоящее время на территории Норвегии действует пять новых технических законов (общим объёмом 300 стр.) принятые в 2002 году, которые заменили 25 предшествующих законов (на 1200 стр).

Эти Законы не имеют ссылок на стандарты. Однако все ссылки на стандарты были включены в 5 руководств к законам, которые также разрабатываются и актуализируются регулирующими органами. Возможны любые отклонения от руководств, которые обосновываются и документируются компаниями. Использование других технических решений, методов и процедур возможно, при наличии документов, обосновывающих необходимость такого отклонения и соответствия требованиям законодательства.

В заключение Альф Райдер отметил, что реализация совместных нефтяных проектов показала значимость международной стандартизации в этой области и участие стран в разработке международных стандартов и адаптация их без каких-либо изменений является наиболее перспективным путем совершенствования национальных систем стандартизации.

Увеличение участия промышленных предприятий в финансировании стандартизации является общепринятым подходом к решению этой проблемы во всем мире.

Ответственный за вопросы стандартизации Компании «BP Group» Грэмм Томас подчеркнул тенденцию перехода нефтегазовых компании на международные стандарты ИСО, т.к. большинство компаний, как и совместная «TNK-BP», в настоящее время являются межнациональными компаниями.

В ряде случаев при работе с различными поставщиками нефтегазового оборудования возникают технические вопросы, связанные с их частичной или полной несовместимостью.

В своём докладе он высказал озабоченность по поводу отсутствия в России организации, занимающейся координацией работы нефтегазовых компаний в области стандартизации.

Работа второго дня конференции была построена в виде круглого стола: краткого доклада и дискуссии по поднятому вопросу.

Кристер Арвиус – Руководитель Рабочей группы Экономической комиссии Организации Объединённых Наций открыл второй день конференции.

Его выступление было посвящено вопросам взаимодействия России и стран Европейского Союза. Было отмечено, что с целью создания Единого Экономического Пространства между Россией и ЕС необходимо увязать работу около 25 различных структур.

К этим структурам относятся государственные регулирующие органы, национальные органы по стандартизации, различные агентства и службы, неправительственные организации.

Основной целью Соглашения о технических барьерах в торговле является устранение дополнительных препятствий при обеспечении доступа продукции на внутренние и внешние рынки.

С этой целью была подписана Дорожная карта по единому экономическому пространству между Россией и ЕС. Для ее реализации ведётся формирование рабочих групп.

По вопросам применения различных подходов технического регулирования в отраслях промышленности Кристер Арвиус отметил, что не существует единого применяемого подхода.

Например, вопросы, связанные со здравоохранением регулируются на уровне регламентов, а в других – на уровне стандартов. Как правило, для обеспечения гибкости регулирования в сфере промышленной продукции применяется так называемый Новый подход.

По вопросу сферы деятельности технического регулирования Кристером Арвиусом было отмечено, что охрана труда и техника безопасности не является объектом технического регулирования, а является предметом взаимодействия профсоюзов и работодателей.

Заместитель Директора Директората Европейской Комиссии Николас Бёрдж отметил, что на данный момент Европейский Союз является одним из главных потребителей российского экспорта. С целью снижения барьеров при доступе продукции на рынки ЕС необходимо в максимальной степени сближать техническое законодательство наших стран для повышения конкурентоспособности продукции на глобальном рынке.

Доклад Начальника консультационного отдела по стандартам Британского Института Стандартов (BSI) Александра Быкова был посвящён текущему состоянию стандартизации газовой промышленности Великобритании.

Система транспортировки газа в Великобритании функционирует согласно соответствующим стандартам безопасности, которые отвечают требованиям действующего законодательства и обеспечивают бесперебойные поставки газа, как одного из основных видов топлива.

Первостепенную важность для промышленности имеет вопрос поддержки и использования этих стандартов. Успех деятельности газовой промышленности достигается за счет сочетания регулирования вопросов безопасности, исчерпывающего перечня технических стандартов, эффективного руководства в интегрированной отрасли и наличия квалифицированных работников.

В процессе разработки стандартов производят оценку объектов стандартизации, анализа системы действующих нормативных документов. Причём этот процесс идёт параллельно с подготовкой промышленности к применению этих стандартов.

Заместителем Главного конструктора ОАО «АвтоВАЗ» Евгением Шмелевым было озвучено мнение российской автомобильной промышленности о необходимости полной гармонизации с европейским законодательством и недопустимости “утяжеления” российских технических регламентов дополнительными требованиями в сравнении с действующими нормами в Европейском Союзе.

Создание единой системы подтверждения соответствия продукции автомобилестроения, основанной на одинаковых требованиях Евросоюза и России, позволит экономить финансовые средства и повысить конкурентоспособность российских автомобилей, обеспечив при этом достаточную безопасность продукции на общепризнанном европейском уровне.

Результаты работы по стандартизации и техническому регулированию в трубной промышленности осветил Директор Фонда Развития Трубной Промышленности (ФРТП) Александр Дейнеко.

На протяжении двух лет при ФРТП функционирует рабочая группа по вопросам стандартизации и технического регулирования. Основной целью рабочей группы является координация деятельности российских трубных компаний в сфере технического регулирования, а также процессе разработки, принятия и применения стандартов.

По мнению специалистов рабочей группы, российская трубная промышленность не нуждается в специальном техническом регламенте на трубную продукцию.

Вопросы безопасности в применения трубной продукции будут учитываться при разработке общих и специальных регламентов, касающихся безопасности магистрального трубопроводного транспорта, сосудов работающих под давлением и др.

Рабочая группа осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми заинтересованными организациями: потребителями трубной продукции, поставщиками заготовки, смежными техническими комитетами, международным техническим комитетом – ТК 67 ИСО и др.

В настоящее время в отраслевом техническом комитете ТК 357 «Стальные и чугунные трубы и баллоны», обновлённом и приведённом в соответствие с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании», подготовлена первая редакция гармонизированного стандарта ИСО 3183 (Часть 1–3). Данные анкетирования российских трубных заводов показали 90 % готовность предприятий к применению данного стандарта при производстве труб.

Руководитель рабочей группы по разработке специального технического регламента «О безопасности процессов металлургических производств» при Консорциуме «Русская Сталь» Геннадий Грозовский проинформировал о ходе работы по разработке данного регламента и подходах к обеспечению безопасности металлургических производств. Он сообщил, что вопросы, связанные с металлургическими производствами Европейского Союза не регулируются на уровне директив или законов.

Интерес участников конференции вызвал доклад Заместителя Начальника управления метрологии и стандартизации ОАО «НК «Роснефть» Галины Кашлевой по информационной поддержки системы стандартизации, как фундамента системы управления компании. Было показано, что назревшая работа по обновлению нормативной базы в отрасли и каждой компании напрямую зависит от информационного обеспечения по стандартизации и связано с организационными механизмами согласования единых документов, необходимых для всей отрасли.

Она сообщила, что одной из приоритетных задач при создании новых стандартов является:

- кооперация заинтересованных сторон при разработке и адаптации стандартов с учётом отечественных наработок и зарубежного опыта;

- построение банка нормативно-справочного обеспечения деятельности отраслевых компаний;

- создание единой идентификационной классификации для ассортимента продукции.

По мнению Кашлевой Г.Г. в российской нефтегазовой отрасли в ближайшее время требуется создать отраслевой координирующий центр по стандартизации.

Необходимо выстроить механизм взаимодействия компаний и координации работ в отрасли по стандартизации, создать информационную инфраструктуру и отраслевой банк нормативной документации.

Подводя итог конференции, Андрей Лоцманов обобщил высказанные мнения и призвал к объединению усилий и расширению сотрудничества промышленников и предпринимателей России и стран Европейского Союза в области технического регулирования и стандартизации.

Проведенная конференция позволила обсудить наиболее значимые аспекты текущего состояния и перспектив развития технического регулирования, стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзора и контроля в России на примере опыта стран Европейского Союза.

Участники конференции поддержали предложение по организации регулярных встреч представителей промышленности России и Европейского Союза на базе Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (Работодателей).


Выводы и предложения:

1. Считать наиболее важной задачей сближение позиций Европейского Сообщества и Российской Федерации в области технического регулирования и стандартизации. Необходимо развитие интенсивного диалога в области технического регулирования и сотрудничество в создании международных стандартов.

2. Рекомендовать разработчикам российских технических регламентов обеспечить максимальную гармонизацию с европейским техническим законодательством. Отметить недопустимость создания искусственных барьеров в российском законодательстве по допуску продукции на рынок за счет использования механизмов технического регулирования.

3. Признать необходимым ускорение разработки Национальной системы стандартизации России и её построение с учётом международного опыта.

4. Особая роль в новых условиях отводится техническим комитетам по стандартизации. Отраслевые промышленные союзы России совместно с Ростехрегулированием должны активизировать работу технических комитетов и их участие в работе ИСО и других международных организаций по стандартизации.

5. Признать важную роль национальных стандартов при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов. Для этого необходимо при разработке технических регламентов одновременно разработать перечень национальных стандартов в качестве доказательной базы требований технических регламентов.

6. Необходимо отметить, что в мировой практике вопросы безопасности процессов производства, то есть техники безопасности и охраны труда не являются областью технического регулирования.

    

   

   



 

 

  Пумпянский Дмитрий Александрович
Руководитель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
 
 
 
Мероприятия комитета
 
  Принятые решения  
 
...............................................................

ОТЧЕТ КОМИТЕТА

ПЛАН РАБОТЫ на 2013г.

 
 
  Анонс  
 
 
 
  Аналитика комитета  
 
Ответственность за принимаемые решения
 
 
  © РСПП 2007  
109240, Москва, Котельническая наб., д.17, оф. 300.
Телефон: +7 (495) 663-04-04, доб. 60-20
Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50
E-mail: rgtr@rspp.net
 
Создание сайта — студия «АльтФокус», 2007
Подробная информация