О Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия  
 
Заседания комитета РСПП  
 
Позиции Комитета  
 
Обсуждение проектов технических регламентов  
 
Обсуждение иных проектов нормативно-правовых документов  
 
МЕРОПРИЯТИЯ КОМИТЕТА  
 
СМИ о Комитете  
 
Совет по аккредитации при Комитете  
 
МСТРС в строительной отрасли России  
 
МСТРС в нефтегазовом комплексе России  
 
МСТРС в сфере информационных технологий  
 
МСТРС в области исследования и оборота химических веществ и продукции  
 
МСТРС в металлургическом комплексе России  
 
МСТРС по прикладной метрологии  
 
Клуб REACH  
 
Зарубежный опыт технического регулирования  
 
Стандартизация  
 
Исторические материалы по внесению изменений в ФЗ "О техническом регулировании"  
 
Обращения президента РСПП А.Н.Шохина к председателю правительства РФ М.Е.Фрадкову и заместителю министра юстиции В.У.Ялунину с предложениями по внесению изменений в ФЗ ''О техническом регулировании'' (ноябрь 2005 г.)
Позиция автомобильной отрасли по внесению изменений в ФЗ ''О техническом регулировании'' (декабрь 2006 г.)
Позиция строительной отрасли: техническое дерегулирование строительства
Поддержка позиции РСПП о необходимости скорейшего внесения изменений в ФЗ ''О техническом регулировании'' (февраль 2007 г.)
Стенограмма заседания Социально-консервативного клуба (декабрь 2006 г.)
Академик РАН, президент Российского Союза Научных и Инженерных Общественных Организаций Ю.В.Гуляев поддержал обращение РСПП к президенту России В.В.Путину о целесообразности скорейшего внесения изменений в ФЗ ''О техническом регулировании''
Позиция Федерации Независимых Профсоюзов России (январь 2007 г.)
Обращение к руководству России с критикой действующего закона ''О техническом регулировании''
Аналитическая информация по вопросу внесения изменений в ФЗ ''О техническом регулировании''
Комментарий к обращению ряда предпринимателей по изменению ФЗ ''О техническом регулировании''
Обращение к президенту России В.В.Путину с просьбой ускорить принятие поправок в ФЗ ''О техническом регулировании'' (февраль 2007 г.)
Обращение президента РСПП А.Н.Шохина и председателя ФНПР М.В.Шмакова к руководству страны в поддержку поправок в ФЗ ''О техническом регулировании'' (февраль 2007 г.)
 
 
Архив мероприятий (за 2009 год)  
 
Архив мероприятий (с 2005 по 2008 годы)  
 
 
 
 
 
 
 
Комментарий к обращению ряда предпринимателей по изменению ФЗ ''О техническом регулировании''


Комментарий Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия к обращению ряда предпринимателей по изменению ФЗ «о техническом регулировании»

 «Предпринимательское сообщество России поддерживает реформу технического регулирования, необходимую для дальнейшего экономического роста, преодоления технологического отставания, реализации национальных проектов, борьбы с коррупцией. Главный принцип реформы – переход от ведомственного нормотворчества к законодательному регулированию продукции и процессов – полностью соответствует Конституции РФ, Вашим Посланиям Федеральному Собранию, прогрессивному мировому опыту»

Комментарий: техническое регулирование на уровне законодательных актов не предусмотрено ни Конституцией РФ, ни Посланиями Президента России Федеральному Собранию. Кроме того, в соответствии с международными документами АТЭС и ОЭСР «предписывающие регламенты следует принимать только при наличии исключительно ограниченных возможностей достижения запланированной цели или когда проблема… является статической…Технические регламенты на эксплуатационные характеристики со ссылками на альтернативные предписывающие стандарты являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и одобряются участниками АТЭС (руководящие положения АТЭС по разработке, принятию и пересмотру технических регламентов) и участниками ВТО (статья 2.8 Соглашения ТБТ ВТО). Аналогичные рекомендации содержатся в ряде документов международных и региональных организаций: 

  • Рекомендации Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН относительно политики в области стандартизации
  • Анализ условий применения международных стандартов для технического регулирования Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)
  • Рекомендации форума Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС) по установившейся практике технического регулирования
  • Руководство ИСО/МЭК 15 «Правила ИСО/МЭК, касающиеся ссылок на стандарты»
  • Отчет директората G Европейской Комиссии «Методы ссылочных стандартов в законодательстве с акцентом на европейское законодательство»
  • Проект Руководства ИСО/МЭК «Использование стандартов ИСО и МЭК для технических регламентов» (рассмотрен на Совете по управлению стандартизацией ИСО в феврале 2006 года).

«С момента принятия закона «О техническом регулировании» сотни предприятий активно включились в разработку нового технического законодательства. В Государственную Думу внесено 10 инициативных проектов технических регламентов, подготовлены для внесения десятки проектов». 

Комментарий: за четыре года, прошедшие с момента принятия ФЗ «О техническом регулировании» разработан и принят постановлением Правительства РФ только один технический регламент. При этом первые уведомления о разработке технических регламентов были официально опубликованы в декабре 2003 года. В настоящее время в Правительство РФ в установленном порядке внесены только два проекта технических регламентов, предусмотренные Программой разработки технических регламентов. Сроки внесения проектов неоднократно переносились. В соответствии с последней редакцией Программы разработки технических регламентов в 2006 году в Правительство РФ должно было быть внесено 44 технических регламента. По разработанным проектам технических регламентов имеются многочисленные существенные замечания ГПУ Президента России, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и технических экспертов. Разработку технических регламентов сдерживают существенные противоречия и недостатки самого ФЗ «О техническом регулировании».


«Группой депутатов 14 декабря 2006 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесены поправки в федеральный закон «О техническом регулировании», которые:

  • вводят запрет на принятие федеральными законами сначала всех технических регламентов, а после 2010 г. их основной части;
  • исключают из реформы регулирование безопасности производственных процессов;
  • вновь разрешают ведомствам вместо разработки технических регламентов вносить изменения в ведомственные нормативные акты.

Данные поправки, по мнению авторов, призваны ускорить ход реформы технического регулирования, и не вносят изменений в концепцию закона. Кроме того, они преподносятся как позиция бизнес-сообщества.

Настоящим обращением мы выражаем категорическое несогласие с указанными поправками, которые приведут вместо ускорения реформы к резкому снижению ее качества. Считаем, что эта акция продиктована нарастающим противодействием со стороны ряда федеральных органов исполнительной власти, стремящихся сохранить за собой право на бесконтрольное ведомственное нормотворчество. Показательно, что данные поправки внесены именно в тот момент, когда первые регламенты уже рассматриваются в Государственной Думе и, в случае их принятия, сдвинут реформу с мертвой точки и сделают ее необратимой».

Комментарий: Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза нефтегазопромышленников России, Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза строителей, Ассоциации строителей России, Объединения автопроизводителей России, Ассоциации автомобильных инженеров, представителей черной металлургии, крупнейших корпораций страны  и многих других отраслевых объединений и предприятий. 15 декабря т.г. законопроект в целом одобрен на совещании Общероссийской Общественной Организации среднего и малого предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (Протокол совещания в "ОПОРЕ РОССИИ").
Кроме того, в СМИ опубликован целый ряд обращений депутатов Государственной Думы, руководителей промышленных предприятий, академиков РАН по результатам публичного обсуждения отдельных технических регламентов, с предложениями по приведению ФЗ «О техническом регулировании» в соответствие с международными (европейскими) принципами и подходами в области технического регулирования.


«Необходимо также отметить, что изменения к федеральному закону «О техническом регулировании» готовились более года, прошли широкое общественное обсуждение. Однако новые законодательные поправки, в связи с которыми мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, на общественный суд не выносились.

Комментарий: Рабочая группа по внесению изменений в ФЗ «О техническом регулировании» при Правительственной комиссии по техническому регулированию с мая 2005 года рассмотрела на своих заседаниях все предложения по внесению изменений в закон (более 300 предложений от 12-ти федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций), в том числе и предложения вошедшие в указанный законопроект. 


«Ограничение формы принятия технических регламентов постановлениями Правительства Российской Федерации в условиях, когда более сотни федеральных законов противоречат закону «О техническом регулировании», приведет к ситуации, когда реформа технического регулирования окажется «реформой на бумаге», т.к. постановления Правительства не могут противоречить федеральным законам. В связи с этим необходимо отметить, что до настоящего времени не выполнено распоряжение Правительства Российской Федерации № 268-р от 27.02.2003 г., в соответствии с которым еще в декабре 2003 г. в Государственную Думу должен был быть представлен законопроект о приведении законодательных актов в соответствие с законом «О техническом регулировании».

Комментарий: в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 предусматривалось в целях ускорения разработки технических регламентов принимать их на приоритетной основе актами Правительства РФ. Изменение законов, противоречащих ФЗ «О техническом регулировании», не предусматривалось в результате принятия технических регламентов-законов, а должно было быть проведено как самостоятельная  законопроектная работа и при этом изменения в законодательстве должны быть увязаны по времени с принятием технических регламентов. 


«Нереформированная сфера технического регулирования остается одной из самых коррумпированных сфер государственного регулирования. Главной причиной этого является то обстоятельство, что кроме законов, противоречащих закону «О техническом регулировании», продолжают действовать  нормативные правовые акты министерств и ведомств, принятые до 01 июля 2003 г. В этой связи разрешение федеральным органам исполнительной власти вносить в них изменения фактически даст зеленый свет новому витку коррупции. Речь идет, прежде всего, о чрезмерной раздутости в России разного рода разрешительных процедур (разумеется, платных), когда реальный контроль безопасности продукции, процессов её производства и обращения подменён торговлей разного рода разрешительными бумажками (заключениями, регистрациями, сертификатами, разрешениями, экспертизами и пр.).  Такая порочная практика складывалась в России на протяжении последних 15 лет, и основная цель, которую преследует российская контрольно-надзорная бюрократия – сохранить своё право на сбор денежных средств за торговлю разного рода «индульгенциями» и вмешательство в конкурентную борьбу субъектов рыночных отношений.

Комментарий: внесение изменений и дополнений в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти и в нормативные правовые акты Российской Федерации,  применяемые  до вступления в силу  технических регламентов, необходимо для обеспечения современного уровня безопасности, для обеспечения гармонизации российских норм и правил с международными документами, принятыми  в переходный период,  и в целях обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды (т.е. в законопроекте предусмотрены цели, определенные пунктом 1 статьи 6 Федерального закона), причем разработка данных изменений будет осуществляться в установленном порядке (т.е. нормативные правовые акты будут проходить регистрацию в Минюсте России). 


«Ограничение технического регулирования только требованиями к продукции и связанными с ними процессами приведет к ситуации, когда в сферу действия закона «О техническом регулировании» попадут только процессы, которые обеспечивают параметры продукции и не будут входить те процессы, которые опасны сами по себе и к характеристикам продукции отношения не имеют. Таким образом, из реформы будут исключены ряд основных областей регулирования (пожарная, промышленная, санитарно-гигиеническая безопасность на производстве, нормы по утилизации отходов и пр.). В этом случае в этих областях сохранятся избыточные и устаревшие требования, сложные, но неэффективные схемы контроля, и, как следствие, массовая коррупция».

Комментарий: поправки предусматривают исключение из сферы технического регулирования части требований в области охраны труда (социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные требования в сфере охраны труда) и установление обязательных требований к процессам производства, только влияющих на  безопасность конечной продукции. Это не означает, что данные требования окажутся вне контроля со стороны государства.  В настоящее время они регулируются Трудовым  Кодексом и законодательством в области охраны труда, законодательством в области экологии, законодательством в области здравоохранения и т.д. Необоснованное и искусственное расширение сферы технического регулирования на другие самостоятельные правовые области (техника безопасности, охрана труда, охрана окружающей среды, профилактика заболеваний и т.д.) противоречит мировой практике и международным соглашениям, ратифицированным Российской Федерацией, а также приводит к увеличению административного давления на производителей (в качестве примера можно привести обращение руководителей пяти крупнейших металлургических кампаний в Минпромэнерго России). Кроме того, такой подход применяется в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле, согласно которому  объектами регулирования являются только такие технологии и методы производства, которые воздействуют непосредственно на характеристики продукции, то есть отражаются на ее безопасности. Законопроект в данном случае учитывает широкую арбитражную практику ВТО по области установления обязательных требований в сфере технического регулирования.  


«Полностью поддерживая установку на всемерное ускорение начатых преобразований, полагаем недопустимым принятие указанных поправок к закону «О техническом регулировании», которые, по существу, означают свертывание реформы».

Комментарий: законопроект направлен на приведение ФЗ «О техническом регулировании» в соответствие с прогрессивными международными и европейскими требованиями, а также положениями соглашений ВТО. При этом ускорение процесса разработки технических регламентов позволит реализовать национальные проекты в области строительства, здравоохранения и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.  


«Считаем насущным объективно проанализировать и устранить истинные причины ее торможения, по которым практически готовые технические регламенты месяцами отлеживаются в ведомственных инстанциях на многочисленных согласованиях с нарушением всех установленных сроков и процедур. Так, например, вместо одного месяца, предусмотренного законом для подготовки заключения   Правительства, ни по одному проекту регламента, внесенного в Государственную Думу, заключений нет  в течение уже   9-ти месяцев.

Комментарий: по разработанным проектам технических регламентов, в т.ч. разработанным в инициативном порядке, имеются многочисленные существенные замечания ГПУ Президента России, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и технических экспертов. Например, по представленному Государственной Думой проекту технического регламента «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» из 10 членов экспертной комиссии, подписавших экспертное  заключение – 6 особых мнений. Целый ряд проектов технических регламентов, также поступивших из Государственной Думы направлен на существенный передел рынка продукции («О молоке, продуктах его переработки, процессах их производства и оборота»), существенно снижает по сравнению с международным (европейским) уровень требований, направленных на охрану здоровья граждан («Специальный технический регламент на табачную продукцию», «О специальном техническом регламенте «Безопасность устройств для развлечений»), способствует поступлению на рынок фальсифированной продукции («О парфюмерно-косметической продукции»), напрямую лоббирует интересы отдельных ассоциаций («Об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств») и т.д. Обоснования данных заключений приведены в официальных особых мнения членов экспертных комиссий и заключениях федеральных органов исполнительной власти.
Разработку технических регламентов и обеспечение при этом баланса интересов всех заинтересованных сторон сдерживают существенные противоречия и недостатки самого ФЗ «О техническом регулировании», на преодоление которых и направлен законопроект.


 

  Пумпянский Дмитрий Александрович
Руководитель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
 
 
 
Мероприятия комитета
 
  Принятые решения  
 
...............................................................

ОТЧЕТ КОМИТЕТА

ПЛАН РАБОТЫ на 2013г.

 
 
  Анонс  
 
 
 
  Аналитика комитета  
 
Ответственность за принимаемые решения
 
 
  © РСПП 2007  
109240, Москва, Котельническая наб., д.17, оф. 300.
Телефон: +7 (495) 663-04-04, доб. 60-20
Телефон/факс: +7 (495) 663-04-50
E-mail: rgtr@rspp.net
 
Создание сайта — студия «АльтФокус», 2007
Подробная информация